Здравствуйте Гость!РегистрацияВыходВход


 



Мемориальный

комплекс

"Соловьева переправа"




***

Подпиши обращение!!!
ссылка

Поиск

Категории раздела

Общее [110]

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Август » 7 » Соловьева переправа — уникальный пример синтеза разных периодов истории России
12:32
Соловьева переправа — уникальный пример синтеза разных периодов истории России

О своих впечатлениях после посещения легендарной Соловьевой переправы и одноименного фестиваля, который проходил там в июле 2015 года, подробно рассказал житель Москвы Алексей Галкин. Вот, что он пишет в своей публикации, размещенной на сайте http://alg-nn.livejournal.com/119833.html:

Волею судьбы в июле 2015 года я попал на историко-патриотический фестиваль, который называется «Соловьёва переправа». Он проходит в деревне Соловьево, что в Кардымовском районе Смоленской области. Сам фестиваль находится на берегу Днепра (в его верхнем течении), в том самом месте, где в 1941-м году была эта самая «Cоловьева переправа» (называемая так, соответственно, по названию деревни, у которой она и была).

На самом деле этих переправ через Днепр в 1941-м году было несколько, и не только у деревни Соловьево, но поскольку здесь была наиболее масштабная переправа, то весь этот каскад сооружений в истории остался именно под таким наименованием – «Соловьёва переправа».

Будучи историком по первому образованию, к стыду своему вынужден был обнаружить явный провал в исторических знаниях относительно того значения, которое сыграла в Великой Отечественной войне эта самая Соловьева переправа. Да, я конечно знал, что вывод из под опасности окружения двух наших армий под Смоленском в июле 1941-го года сыграл огромную роль в последующем развитии событий на театре военных действий. Но конкретику этого вывода двух армий не знал. Произошло это во многом потому, что на всей огромной территории запада СССР этот первый месяц войны был настолько апокалиптичным, что локальный апокалипсис, происходивший на Соловьевой переправе, терялся в масштабе той Великой Бездны Горя, происходившей на всей территории запада СССР.

Ну и вот, в мои 47 судьба привела меня к такому вот неожиданному восполнению своих исторических знаний, за что несомненно, я ей, судьбе, глубоко признателен…

А узнал я об этом фестивале несколько лет назад от одного из моих клиентов, весьма патриотично настроенного человека. Помню, говорили мы о том провале в исторических знаниях, что сейчас наличествует среди современной молодежи, выросшей в нынешний демократический период, в среде жуткого «брожения» в исторической науке. Ну, и разумеется, с грустью говорили о современной «вертикали власти», где чиновничество формировалось по принципу «неестественного отбора», когда во власть в лихие 90-е проникали люди, крайне далекие от идеи служения Отечеству, которой по идее должна быть пропитана вся эта вертикаль власти. Соответственно, современное чиновничество в основном очень узко воспринимает мир, разве что только в масштабе своих корыстных интересов: если выполнение своих служебных обязанностей совпадает с личной выгодой, чиновник в это дело включается. А если какое-то дело по линии служебных обязанностей не совпадает с личной выгодой, чиновник его игнорирует (и включается разве только тогда, когда происходит какое-то ЧП).

Именно в тех разговорах и узнал я об этом самом Кардымовском районе Смоленской области, где глава администрации этого района не подпадает под этот принцип «неестественного отбора» и вполне соответствует той самой идее служения Отечеству, которая по идее должна гореть в каждом представителе исполнительной власти. И в частности, именно этот местный руководитель учредил и организовал такой ежегодный патриотический фестиваль «Соловьёва переправа» — довольно масштабный – который с одной стороны, увековечивает память о том героизме и той Жертве советского народа, что были здесь проявлены в годы войны, а с другой стороны — осуществляет то самое патриотическое воспитание молодежи, без которого нет будущего у государства.

И вот, не прошло и пары лет, как мы нашей небольшой, но дружной компанией, выбрались на этот фестиваль по наводке того самого моего давнего знакомого, моего клиента. Дело в том, что в этом году этот фестиваль имел особое значение, особое наполнение, и, соответственно, особый статус: в этом году на Соловьевой переправе должен быть зажжен Вечный огонь, который будет привезен сюда из другого героического места Смоленской области – города Вязьмы, куда он в своё время был привезен от главного Вечного огня России – от Кремлевской стены, от могилы Неизвестного Солдата. Когда я об этом узнал, то ощутил какую-то мощную глубинную волну. Что-то такое масштабное ощутил. А у меня на такие вещи чутьё очень натренированное. Я регулярно чувствую такие объемы, когда размышляю о судьбе России, когда напрягаю свои внутренние силы, пытаясь увидеть и прозреть путь России в нынешнем нашем сумасшедшем 21-м веке, когда погружаюсь в ту Бездну потери высших смыслов, в которой оказалось наше общество в 90-е и которая еще далеко не отступила, хотя уже и не столь тотально поглощает наши души. Что-то такое очень высокое и живое я поймал из пространства, когда узнал о нынешнем фестивале, о Вечном огне…
«Надо ехать!» — звучала в сознании какая-то струна.

И вот, мы там, на Смоленщине. С гостиницей в Кардымове проблем не было. Гостиница со скромным названием «Элита» гостеприимно нас приняла, расположила, и мы устремились в деревню Соловьево, которая расположена в нескольких километрах от Кардымова недалеко от Днепра.

20150718_154849

Приехали в очень хорошем расположении духа. Путешествие из Москвы выдалось очень хорошим, настроение было отличное, весёлое, летнее. Первым делом, конечно же, отправились на мемориал «Соловьева переправа». Он сразу произвел глубокое впечатление. Я не ожидал такого масштаба…

20150718_155810

Такой мемориал не в каждом городе встретишь, а тут – деревня. А уж про Вечный огонь – и речь молчит. Вечный Огонь – это в советские времена был удел только самых крупных городов.

20150718_155739

Огромное вложение души чувствовалось во всем этом комплексе: памятник, цветная панорама за ним, гранитные сооружения, сам постамент Вечного огня, звезда. Очень тронули слова, написанные на гранитных постаментах.

20150718_155640 20150718_155914

От нашей начальной веселости и следа не осталось от таких слов. Более того, находясь там, охватывала глубокая волна сакральности. Это ощущение было абсолютно сродни ощущению в святом месте, в храме или монастыре. Поскольку в последние годы я часто посещаю разные сакральные места, а в Оптину Пустынь езжу вообще регулярно, уж сакральное-то пространство я знаю хорошо. И вот тут – оно тоже было!

Это было для меня поистине открытием. Ибо в мемориальных комплексах советских времен я бывал только в детстве и юности. Помню, наш класс даже вахту нёс у Вечного огня в Нижнем Новгороде (тогда еще городе Горьком). Мы стояли на этом самом «Посту №1», это было, конечно, очень впечатляюще для юного сознания, но я тогда ни сном, ни духом не ведал о духовности, о религиозности, о сакральности. Память о Великой Отечественной тогда была как бы нормой. Это было очень привычным, и потому ничего радикально необычного я тогда в пространстве не ловил. И вот, с тех пор я уже давным-давно не посещал таких мест (не складывалось как-то). В последние годы, уж если и есть время, я предпочитал вкладывать его как раз-таки в посещение святых мест в традиционном значении этого слова – храмы, монастыри и т.д.

И вот – такое открытие…

Оказалось, что в таком вот сугубо светском (и даже «советском») месте, как мемориал Памяти о Великой Отечественной войне, можно обнаружить то же наполнение в пространстве, что существует и в святых местах религиозного характера. Удивительно, что мои спутники, которые тоже регулярно бывают в Оптине, тоже почувствовали это сакральное, духовное наполнение в пространстве этого мемориала. Глубоко впечатленные этим открытием мы прошли на территорию рядом расположенного храма, где находится Братская могила, в которой захоронены солдаты и местные жители, погибшие на Соловьевой переправе. Причем, здесь ежегодно, в дни этого фестиваля, происходит перезахоронение останков бойцов, которые нашли за прошедший год искатели, работающие здесь, в этом районе, уже многие годы. Такое же перезахоронение произошло и сегодня утром, когда мы еще только ехали сюда из Москвы.

20150718_160411

И вот мы на территории Братской могилы.

20150718_160158

Тут меня еще глубже накрыло. Очень глубокое и очень сакральное пространство тут оказалось. Впервые в жизни я воочию видел и трогал настоящую солдатскую каску времен Великой Отечественной.

20150718_160306

Железная каска. Солдатская судьба. Когда видел эти пробоины — ум замолкал и в сознании возникало какое-то бездонное молчание.

20150718_160356

Это отверстие — когда-то оборвало жизнь солдата. Одну из ста тысяч, погибших здесь, вокруг Соловьевой переправы. Боже…СТО ТЫСЯЧ жизней…на таком маленьком участке. И снова было ощущение очень родственное пространству монастыря, ибо ведь издревле местных монастырских подвижников, кто посвятил свою жизнь духовной работе в стенах этого монастыря, хоронили прямо на территории монастыря.

Например, в Оптине на территории очень много могил подвижников. А ведь по всем древним преданиям, воин, погибший на поле брани в праведном бою, защищая Родину, сразу попадает в рай. По сути дела, воины, погибшие на полях Великой Отечественной — такие же подвижники, как и монахи, положившие жизнь на брань духовную. И вот тут, на территории Братской могилы, я чувствовал такую же сакральность и глубину, как среди могил подвижников в Оптине. Великий подвиг и Великая жертва людей, кто покоится в этой Братской могиле, по масштабу своему явно стоят вровень с духовным подвигом и духовной жертвой святых подвижников земли Русской – вот главное, что я понял здесь…

И это открытие настолько впечатлило, что на какое-то время я потерял счет этого самого времени. Особенно это ярко было у свежего перезахоронения.

20150718_160436

2015 год. Ровно 70 лет прошло с тех пор, когда эти люди погибли на Соловьевой переправе. И вот мы, современные русские люди 21-го столетия, святом чтим их память, ищем их в земле, находим, торжественно перезахороняем.

20150718_160439

И в этом есть действительно что-то очень глубоко святое, священное, хоть внешне и нерелигиозное. С детства я – дитя советской эпохи – слышал эти слова «священная память», «святой долг», и много-много таких сакральных эпитетов применительно к тематике Великой Отечественной войны. И тогда мне казалось, что эти слова «святой», «священный» и т.д. они собственно к этой сфере – сфере памяти о войне – и относятся.

Потом пришли 90-е, когда всё советское было буквально втоптано в грязь, и оказалось, что святость, священность, сакральность – это всё феномены, относящиеся к сфере религии, церкви. И действительно, когда судьба привела меня к глубокому, живому, непосредственному контакту с настящими носителями Православия, живыми подвижниками, я начал чувствовать это святое и священное в сфере религии, в частности – в сфере нашей Русской Православной Церкви.

А уж после потрясшего меня до глубины души опыта прикосновения к Поясу Богородицы, то Величие Духа, что стоит за Христианством, и его наиболее полным выражением — Русским Православием, стало для меня совсем очевидным…

И вот, на этом мемориале в деревне Соловьёво, на этой Братской могиле, во мне произошло какое-то мистическое соединение сакральности христианской и сакральности советской.

Разумеется, «советской» — в аспекте той Великой Жертвы, того Великого Подвига, а так же и той Великой Победы, которые и являются самым значительным свершением Советского Союза.

Сейчас нам, имеющим возможность видеть всё в исторической перспективе, уже совершенно ясно, что если бы не было у нас в стране построено то общество, которое было построено в 30-х годах, если бы не было того огромного энтузиазма в советском народе, того взлёта всенародного общинного духа, того жертвенного вложения в трудовые свершения первых двух советских пятилеток, наша Родина ну никак не смогла бы подготовиться, и противостоять объединенной мощи тогдашнего Евросоюза, объединенного фашистской Германией. Никогда бы патриархальная романовская Россия не смогла совершить такого технологического рывка, какой смог совершить социалистический СССР, ибо мобилизационные возможности дореволюционной России были на порядок слабее, чем у СССР. А ведь СССР не только смог противостоять, но даже смог и победить!!! Это было ни что иное, как Чудо. Чудо, сотворенное мужеством, героизмом, жертвенностью советского народа…А ведь и мужество, и героизм, и жертвенность — это всё христианские добродетели…

И тут, на этой Братской могиле в деревне Соловьёво Кардымовского района Смоленской области, стало мне совершенно понятно, почему в позднем СССР так истово держались за эту память – память о Великой Отечественной войне. Да потому и держались, что это было действительно СВЯТОЕ. Это была Жертва совершено того же качества, как и жертва в христианском смысле. То наполнение, которое феномен жертвы имеет в христианстве (а это, как известно, основа христианства), полностью соответствует качеству той жертвы, которую принёс в 30-е и 40-е годы советский народ…

Жертва Христа, жертва христианских святых, и жертва советского народа – ЯВЛЕНИЯ ОДНОГО КАЧЕСТВА.

Всё это, как гром среди ясного неба раскрылось мне в этот час пребывания на территории мемориала «Соловьёва переправа». Потрясенный, я буквально потерялся во времени и ноги словно бы сами привели меня к храму, стоящему рядом. Он находится как раз посередине между мемориалом и Братской Могилой. Только отреставрированный. Еще в «лесах».

20150718_160655

Посвящен храм иконе Божией Матери «Взыскание погибших» — очень в тему для такого места.

20150718_155300

Мы вошли в храм. Там оказался очень живой, общительный священник, приветливый.

20150719_112240

Мы купили свечей и пошли ставить их ко всем иконам, и тут меня очередной волной накрыло – волной и радости и удивления. Я увидел икону Собора Оптинских Старцев, ставшую столь родной за последние годы. Икона эта, хоть и очень почитаемая, не настолько еще распространена в храмах. По крайней мере, вне Оптины я встречаю её впервые в жизни!

20150719_114045

Эта икона в настоящее время сопровождает меня практически везде: и моей московской квартире она есть, и у родителей в Нижнем Новогороде, и в моей деревне. С каждым из этих старцев, изображенных на иконе, у меня уже словно бы налажена какая-то внутренняя связь. Они уже как родные для моей души.

И вдруг я вижу эту икону здесь, в том месте, где обрел какое-то совершенно новое понимание сакральности и священности. Это ли не ЗНАК СВЫШЕ???

В глубоком изумлении подошел к священнику, попросил его разрешения сфотографировать оптинскую икону. Священник с радостью разрешает. И каково же было моё изумление (уж которое за этот день), когда священник этот, отец Иоанн, рассказал о начале своего служения. Оказалось, когда он закончил семинарию, то у него еще не было четко оформленного понимания своего пути, не было явственного понимания, что ему надо посвятить себя служению в сане священника. И вот, для того, чтобы прояснить для себя все эти свои вопросы, он отправился именно в Оптину Пустынь, к старцу Илию!!!

Что и говорить, когда я это услышал, я был изумлён, ведь встреча со старцем Илием – одна из незабываемых страниц в моей жизни. И вот тут оно всё как-то так тесно переплелось: новое понимание сакральности и благословение Оптиной Пустыни…

Мозг уже пребывал в глубоком безмолвии, а душа – в молитве, когда мы пошли к самой переправе, по пути посещая все памятники, какие тут есть.

20150718_161436

…читая все надписи…

20150718_163613

20150718_163625

А так же осмотрев уникальную Купель, о которой тоже были наслышаны заранее.

20150718_162801

Трудами всех местных жителей под руководством того же самого главы районной администрации, который организовал фестиваль «Соловьева переправа», тут, в этом историческом месте была построена эта уникальная купель. Во-первых, она тройная. Как в сказке о Коньке-горбунке, когда Иван-дурак искупался в трех чанах и стал Иван-царевичем.

Соответственно, окунание в эту купель происходит тройное. А во-вторых, эта купель – двухэтажная. На втором этаже – часовня, эдакий мини-храм на воде. Редко где такое встречается. И вот посмотрели мы на это диво, пока не заходя в неё, ибо душа стремилась оказаться у Днепра, который был уже виден.

20150718_163820

А Днепр, кстати сказать (снова к вопросу о сакральности, сконцентрированной в этом месте), это же река, в которой крестили Русь – пусть это и произошло гораздо ниже по течению реки, в славном русском городе Киеве, но таки ж в этой самой реке – в Днепре! И вот мы – в том самом месте, где 70 лет назад была Соловьёва переправа, где Днепр был красным от крови человеческой. Сейчас тут — радость, детский смех.

20150718_164208

Да и сам Днепр уже совсем не тот, что был в июле-41-го. Как нам рассказали старожилы, в те времена он был гораздо шире, и гораздо глубже. Сейчас-то Днепр кажется таким маленьким, что возникает даже недоумение: какая тут переправа??? Эту речушку легко преодолеет любое механизированное соединение, сходу преодолеет. Вот так оно всё течёт, всё изменяется. Но тем не менее — это тот самый Днепр, и он хранит в себе память о той трагедии и той Великой Жертве, которую он принял в себя тогда, 70 лет назад. А сейчас тут кипит, бурлит большущий палаточный лагерь — тот самый туристский фестиваль «Соловьева переправа».

На сцене — люди выступают…поют очень даже современно, на хорошей аппаратуре.

20150718_164011

…звукорежиссёрский пульт — всё вполне себе на профессиональном уровне…

20150719_123412

При этом — песни не попсовые, не поверхностные, а с глубиной, со смыслом. В том числе, конечно же, патриотической направленности. Но при этом — совершенно никакой пафосности и формализма, как это бывало на такого рода мероприятиях в поздне-советское время. Вполне живая, современная атмосфера.

Мы прошли вдоль всего этого веселого, радостного, творческого палаточного городка.

20150718_164646

Вышли за его границу, и нашли тихое местечно на берегу Днепра, невдалеке от моста (конечно же, современного, уже советских времен).

20150718_165106

Сели мы там, и посидели в тишине, слушая пространство. Днепр слушали. Очень там глубокое пространство, словно бы — многослойное какое-то. Буквально дышит историей, именно Большой Историей. Потом мы снова прогулялись вдоль городка, наблюдая за его шумной веселой жизнью.

20150718_172412

…пришли на центральную его часть, где много всяких лотков, информационных стендов…

20150718_174221

Накупили там каких-то местных сувениров. Очень интересные там информационные стенды оказались, познавательные, хорошо оформленные, с душой. Изучали их. Особенно впечатлила фотография полковника Лизюкова — коменданта Соловьёвой переправы в том 41-м году. Настоящий Воин.

20150718_173926

Именно его подразделение вернуло контроль над этим берегом, когда немцы его уже было заняли. Какая-то там нереальная была атака, чтобы вот так остановить активно и успешно наступающую бронированную армаду, остановить, атакуя с другого берега. Даже представить это трудно. А потом еще и удерживали это место две недели, пока шла переправа аж двух армий. Да еще сколько гражданских тут шло! Почитав про Соловьеву переправу, пошли снова к Днепру, посидеть, только уже тут — прямо на территории фестиваля.

20150718_181723

И тут интересная история у меня произошла, немножко мистическая, очередная маленькая мистерия. Дело в том, что я купил тут сувенир — чётки и медальон с изображением Богородицы.

20150718_190527

Закрепил его на запястье.

20150718_190607

И вот, пока мы сидели у Днепра, он был у меня на запястье. А когда я собрался вставать, то почему-то решил этот медальон снять с запястья. А когда снимал, шнурок вдруг порвался (видимо, ниточка оказалась слабенькая) и «горошинки» чёток покатились прямо к воде. И внутри вдруг почему-то какая-то радость возникла. Захотелось вдруг отдать этот маленький образ Богородицы воде, Днепру, как маленький дар от меня. Я сложил ладони так, что медальон оказался между ними, прочитал несколько молитв Богородице и отдал медальон воде. Течение его подхватило и начало потихоньку уводить от берега.

Я следил за ним взглядом, радуясь, что Днепр принял мой маленький подарок.

И вдруг, смотрю, медальон попал в небольшой конгломерат травы и водорослей, что скопились у берега чуть ниже по течению.

20150718_181733

Зацепился за край этого конгломерата. Эххх, думаю, надо же, какая досада. Толи лезть в воду, толи оставить всё как есть, всё равно же это Днепр. Решил сидеть и молитву направлять на медальон. Минут через 10 он-таки оторвался от травы и поплыл по Днепру, уходя все дальше от берега к середине реки, где наиболее сильное течение. Очень как-то светло на душе стало, какой-то особый внутренний контакт с рекой появился, мы словно бы подружились через образ Богородицы.

А фестиваль жил своей жизнью…

На сцене проходили какие-то мероприятия, вокруг организовывались какие-то конкурсы, игры. Во всем происходящем в пространстве фестиваля хорошо прослеживалась организационная работа. Везде мы видели молодых ребят в зелёных майках с надписью «Волонтёр». Эти волонтеры постоянно там шустрили. К ним без проблем можно было обратиться по любому вопросу. Игры и конкурсы тоже все были явно продуманы и заранее подготовлены. За внешней спонтанностью и расслабленностью чувствовалась очень серьезная, ответственная составляющая. Не менее удивило и информационное сопровождение фестиваля: в Твиттере по хэштэгу «Соловьёва переправа» постоянно шло обновление, словно бы онлайн-репортаж велся с фестиваля. Т.е. кто-то, получается, и по этой линии постоянно работал. В общем, командная работа просматривалась везде.

Пока мы тут тусили, узнали чуть больше и об организаторе всего этого фестиваля, о том самом главе Кардымовской администрации — Олеге Иванове. Практически все участники фестиваля, с кем мы общались, знают об этом человеке и говорят о нем с большим теплом. Снова мы порадовались этому нашему «разрыву шаблона» относительно современного российского чиновничества. А чуть позже нам его ребята даже и показали — когда он встречал губернатора Смоленской области, приехавшего на фестиваль:

20150718_200714

Ближе к вечеру, мы вернулись к Мемориалу, где в 21.00 должна была состояться церемония зажжения Вечного огня. Когда мы туда пришли, там было уже много народа, шел концерт.

Подробнее...

Категория: Общее | Просмотров: 510 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Сбор эл. подписей

Реквием

Автор музыки:
Александр Клименков,
 в прошлом руководитель
ансамбля "Кривичи",
стихи смоленского поэта
Алексея Мишина.

 У Соловьёвой переправы
 По обе стороны - дубравы
 Под каждым крепышом-дубком
 Уснул солдат глубоким сном
 У Соловьёвой переправы
 Овраги, ямы да канавы,
 А в них малина-земляника
 Узнай, кровинка чья, поди-ка...

 У Соловьёвой переправы
 До веток вымахали травы
 А в травах гнёзда и птенцы,
 Под ними дети и отцы.
 У Соловьёвой переправы
 Не через броды переправы -
 Над виром чёрным вырос мост,
 А берега - сплошной погост...

 От их ли родниковых душ,
 От залпов пушек ли, "КАТЮШ"
 Вода тиха и глубока,
 Чиста славянская река
 У Соловьёвой переправы
 Окопы слева, ДОТы справа
 Под каждой елью и сосной
 То офицер, то рядовой...

***

Календарь

«  Август 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31